Договор коммерческой концессии подразумевает передачу между двумя сторонами исключительных прав на бизнес-модель (товарный знак, инновационные технологии, деловую репутацию). Также по данному договору может быть проведена передача определенных материалов или оказание помощи.
Сторонами договора выступает правообладатель (франчайзер) и пользователь (франчайзи). Взаимодействие сторон друг с другом и третьими лицами регулируется договором коммерческой концессии. Чтобы избежать проблем, важно учитывать все нюансы при составлении такого документа.
Патентные поверенные патентного бюро «ТЕХПАТЕНТ» (опыт работы более 30 лет), всегда готовы помочь клиенту не только с составлением договора франчайзинга, но и с любыми другими важными документами.
Условия договора коммерческой концессии
При составлении договора франчайзинга, важно соблюсти все его условия:
- Предмет сделки (прописываем все права и объекты, передаваемые по этому договору);
- Объём выплат франчайзеру, их условия. Как правило, это паушальный взнос, который является разовой выплатой. Также договор может предусматривать ежемесячный или ежеквартальный платёж;
- Правила распоряжения интеллектуальной собственностью;
- Детализация условия коммерческой тайны (с корректными положениями и санкциями);
- Обязанности франчайзера сохранять уровень качества производимого товара или оказываемой услуги, в соответствии с заявленными стандартами.
Также могут быть предусмотрены дополнительные позиции договора:
- Ограничение по распоряжению предоставленным правом на определенной территории.
- Пункт о допустимости или недопустимости заключения договора субконцессии;
- Обязанность по согласованию расположения торговых точек.
- Недопустимость подписания договора коммерческой концессии с фирмой-конкурентом.
- Установление конкретной цены товара или услуги по требованию франчайзера.
- Недопустимость конкуренции между сторонами договора.
Договор франчайзинга может действовать в рамках определенного времени или быть бессрочным. Каждая сторона при необходимости имеет право на расторжение соглашения. Важно, что заключается договор исключительно между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Получается, что, заключив договор франчайзинга с физическим лицом, документ не будет действителен.
Содержание договора франчайзинга
Помимо прав и обязанностей сторон договора, нужно учесть ещё два важных пункта:
- условия расторжения соглашения (за какой срок до расторжения договора нужно поставить в известность вторую сторону соглашения, какой формат должны иметь уведомления, каким образом и куда их направлять);
- условия досудебных разбирательств в случае возникновения конфликтов (порядок предъявления претензии, сроки их рассмотрения).
Далее, нужно детально указать права и обязанности франчайзера и франчайзи.
Права правообладателя:
- право на установление или изменение правил производства товара или оказания услуги;
- право на контроль деятельности франчайзи для соблюдения предоставленных стандартов;
- право на введение штрафных санкций при выявлении нарушений стандарта или иных условий соглашения;
- право на расторжение договора при регулярном нарушении условий договора второй стороной.
Обязанности правообладателя:
- предоставление полной документации, необходимой для деятельности франчайзи;
- передача бизнес-модель в полноте предлагаемых инноваций, существующих бизнес-процессов, разработок и т.д.;
- консультирование франчайзи на всех установленных договором этапах сотрудничества;
- передача достоверной информации, важной для запуска бизнес-модели (результаты экспериментов, исследований, контактная информация).
- возвращение паушального взноса франчайзи, если сотрудничество не состоится по вине франчайзера или после грубых нарушений условий соглашения с его стороны.
Права пользователя:
- право на осуществление предпринимательской деятельности под торговым знаком франчайзера;
- право на использование бизнес-модели в рамках договора;
- получать консультации франчайзера в установленный договором срок;
- право на внесение идей по оптимизации бизнес-модели;
- право на контроль работы торговой площадки, установление цен (не всегда).
Обязанности пользователя:
- соблюдение стандартов, предоставленных франчайзером;
- внесение паушального взноса;
- выплата роялти;
- предоставление документации о своей деятельности;
- соблюдение условий коммерческой тайны;
- соответствие деловой репутации торговой сети.
Важно, что договор может включать в себя и другие нюансы – например, обучение технологиям и освоение производственных стандартов.
Порядок регистрации договора франчайзинга
Каков порядок регистрации договора франчайзинга:
- оплата госпошлины;
- подача документов в Роспатент;
- рассмотрение заявления – обычно занимает около 45 дней;
- проверка регистрации договора – это можно сделать бесплатно через сайт ФИПС.
Обязанность регистрации договора, исходя из ст. 1031 ГК РФ, лежит на франчайзере. Однако, если в договоре указана возможность регистрации второй стороной соглашения, то франчайзи может подать документ в Роспатент самостоятельно. Важно, что при регистрации договора, в дальнейшем Вам потребуется подавать документы в Роспатент также и при внесении изменений, дополнений или при расторжении договора.